Киномания в Пскове, или Наша Фабрика грез
«Комсомольская правда» встретилась с участниками, организаторами и членами жюри и выяснила, какие шедевры нас ждут в этом году [фото, видео]
|
Накануне «Комсомольская правда» встретилась с одним из организаторов Киномании, Олесей Назарой, заместителем директора Псковского молодежного центра.
- Впервые мы провели Киноманию в 2010 году, - рассказывает Олеся, заместитель директора Псковского молодежного центра. - А идея пришла чуть больше трех лет назад, когда молодежный центр опросил студентов тогда еще Псковского педагогического университета и Псковского политехнического института. Ребятам выдали анкеты, где был вопрос, какие мероприятия они хотели бы видеть в своем городе. Вот так мы и узнали, что молодежи интересен любительский кинематограф, и решили, что юные режиссеры, сценаристы и актеры Пскова не должны остаться незамеченными.
- Сколько участников в Киномании?
- Команд 10-13. Часто собираются просто друзья, знакомые по школе, университету, которым интересно снимать видео. Конкурсанты подают заявки, снимают свои работы, монтируют, сдают организаторам и ждут финал - саму церемонию.
- Что нужно указать в заявке?
- Имя, фамилию руководителя группы и людей, представленных на участие в номинациях. Указываются контактные данные, основная идея фильм. Еще есть вопрос: «Почему зрители должны посмотреть данный фильм?» - хоть и маленький, но творческий элемент.
- Бывало ли такое, что какая-то команда не допускалась до конкурса?
- К участию в конкурсе допускаются работы, не нарушающие основных положений, как технических, так и моральных: в короткометражках недопустимы элементы насилия, неуважение к какой-либо религии, открытая агрессия в чью-либо сторону или рекламный характер конечного продукта. Однако за все время было лишь два случая, когда работы не допускались к участию в церемонии. Одна из них из-за формата (не соответствовала техническому регламенту). И во второй раз, в конкурсе хотела принять участие съемочная команда из другого города, но так как Молодежный центр - муниципальное учреждение, команду до финала допустить не смогли, а лишь рассматривали их в качестве гостей.
|
- Где в этом году пройдет церемония-показ фильмов и награждение участников?
- В этом году с местом проведения мы пока еще не определились, время еще есть - финал церемонии должен состояться с 25 по 30 ноября. Сейчас идет прием заявок на участие в конкурсе. Ранее Киномания проводилась в кинотеатрах Победа, Октябрь и в Доме офицеров. Выбор есть.
Каждая из Киноманий традиционно имеет свою тему. Тема этого года - «Мои миры всегда со мной». Организаторы считают, что подобный ориентир поможет конкурсантам проявить свою фантазию в полной мере. Ранее участниками на суд жюри предоставлялись фильмы различных жанров: комедии, боевики, ужасы, анимационные фильмы, однако чаще всего это были документальные фильмы и драмы. Порой получается настолько суровый артхаус, которому позавидовал бы даже сам Дэвид Линч. В этом году организаторы ожидают фантастики, считая тему, обозначенную в положении о конкурсе, плодотворной.
Студентка экономического факультета Псковского государственного университета, неоднократная участница Киномании - Константинова Диана рассказала о сложностях и забавных моментах, возникающих во время съемок любительского кино.
- Диана, как ты узнала о Киномании и сколько раз ты уже принимала участие в конкурсе?
- Киномании было три, я участвовала во второй и в третьей. На самом деле я узнала о конкурсе, когда он проходил в первый раз. Молодежный центр тогда только открылся. Я хотела прийти посмотреть саму церемонию, но тогда, к сожалению, у меня не было времени. Перед второй Киноманией я познакомилась с ребятами, которые снимали короткометражки - SkobarTV. Это просто друзья, которым нравится заниматься съемкой и монтажом видео. Наши общие знакомые позвали меня посмотреть, чем они занимаются, попробовать себя в качестве актрисы, и так сложилось, что мы стали общаться и вскоре решили заявиться на киноманию. Как показывает конкурс, таких, как мы, в нашем городе немало.
- Тяжело было сниматься?
- Тяжело всегда, я ведь не профессиональная актриса. Когда я снималась в первой короткометражке, мое появление в кадре было таким: я открывала дверь и заходила в помещение. И когда мне сказали: «Все, сейчас заходи», - я поняла, что просто не знаю, как правильно открыть дверь и показаться перед камерой.
- Много дублей уходит на съемку одной сцены?
- Дублей много всегда, съемка ведь много от чего зависит. Бывает, снимаем дубль, и вдруг проехала машина, прошел человек, а этого не должно быть в кадре по сценарию. Плюс ко всему одна сцена часто снимается с нескольких ракурсов, поэтому приходится переснимать ее, даже если все вышло хорошо. А вообще, почти никогда не удается снять сцену с первого раза хорошо.
- На съемках все строго по сценарию или вы импровизируете?
- Место импровизации есть всегда, потому что это не поставленное на конвейер кинопроизводство, где все четко расписано, напечатаны раскадровки и любое отклонение может стоить денег. Мы часто обсуждаем детали, которые появляются
в процессе съемки.
|
- Какой аппаратурой пользовались во время съемок фильмов?
- Понятно, что у нас не было огромных профессиональных камер. В основном все снимается на обычную любительскую видеокамеру, а диалоги между актерами записываются дома при помощи обычного микрофона.
- Расскажи поподробнее о фильмах, в которых ты снималась. Побеждали ли эти фильмы в каких-нибудь номинациях?
- В 2011 году я снималась в фильме «Выбор», который делали SkobarTV. Тогда я получила свою маску за лучшую женскую роль. Я была очень горда. Еще «Выбор» получил приз зрительских симпатий. А в прошлом году я снималась в двух фильмах, представленных на Киноманию: «Дипломный проект» (он победил в номинациях «Лучший сценарий» и «Лучшая операторская работа») и «Зараза» (мы не успели смонтировать фильм к конкурсу, но его все раво показали, правда, вне конкурса. В прошлом году Киномания проходила в Доме офицеров, где оборудование оставляло желать лучшего: не работала одна колонка, а звук в фильме был раскидан на два канала. Зрители сидели, недоумевая, что происходит на экране, звук был полностью рассинхронизирован, и целостной картины не получалось. Помню, я тогда очень психовала и хотела вообще остановить показ, но режиссер фильма сказал мне, что от своего творения никогда нельзя отказываться, как бы все страшно ни было. Однако потом, после Киномании, когда «Заразу» выложили в Интернет, те, кого интересует псковское кино, посмотрели его уже с хорошим звуком. Были разные мнения, но некоторые говорили, что это чуть ли не гениальное творение. Сам фильм о фантазии и воображении: если человек болен даром воображения, его задача -
заразить других.
|
- Наверняка во время съемок были забавные истории, расскажи парочку.
- Наверное, самая забавная история, которую мои друзья всем рассказывают, это то, что я попала в кино через постель. Просто фильм «Выбор» начинается с того, как я просыпаюсь в кровати оператора, так как снимали у него дома. Так и пошло - попала в кино через постель оператора. Еще на съемках «Заразы» я познакомилась с поездом. Наша творческая группа пришла на железнодорожные пути, и мы были уверены в том, что они заброшены. Вдруг там начали ездить поезда. Мы решили продолжить съемку, так как это показалось нам отличным фоном для происходящего в кадре. И в один момент я не рассчитала траекторию движения поезда и села на землю. Поезд проехал менее чем в полуметре от меня, но это было скорее страшно, чем забавно.
- Весело вообще, наверное, снимать фильмы?
- Лично мне это очень интересно. Но многие разочаровываются в процессе съемок, потому что, в первую очередь, это не весело, а достаточно сложно. Множественные повторения, если ты актер; оператор в каждый момент должен быть сосредоточен… Некоторые в своих розовых мечтах представляют, что если у них есть гениальная идея, то они без проблем снимут гениальный фильм, но это не так. Они сталкиваются с тем, что актеров одновременно всех на съемки не собрать, у всех не хватает времени, нет реквизита, место съемок часто не подобрать. Сталкиваются с этим и бросают кино. В 2011 году я ходила на мастер-классы послушать, что нам скажут знающие люди. Так вот на первых мастер-классах было очень много людей, но до финала «дожили», увы, не все. Работ было сдано гораздо меньше, чем подано заявок.
СПРАВКА «КП»
Киномания - это аналог голливудского Оскара местного масштаба. Конкурс имеет свои положения, регламент и различные номинации.
Номинации:
- «Лучшая мужская роль»;
- «Лучшая женская роль»;
- «Лучший сценарий»;
- «Лучшая операторская работа»;
- «Лучший фильм»
- «Лучший монтаж»
Специальные номинации:
- «Лучшая работа звукорежиссера»
- «Лучший вокальный клип»
- «Лучший танцевальный клип»
Победители номинаций получат призы от спонсоров конкурса: вошедшие в традицию маски ручной работы.
КОНКРЕТНО
Прием заявок на участие в конкурсе проходит до первого ноября, так что желающим принять участие в Киномании советуем поторопиться. Остается только пожелать удачи участникам конкурса и порадоваться тому, что у нас в городе процветает своя, хоть и малая, киноиндустрия.
Участниками могут стать молодежные любительские кино-, теле-, медиакружки и студии или отдельные кинолюбители в возрасте от 14 до 30 лет. Для участия необходимо заполнить заявку до 1 ноября, форму которой можно получить в отделе досуга Молодежного центра по адресу: ул. Максима Горького, д. 15. Телефон: (8112) 56-44-44.
|
СЛОВО ЖЮРИ
Евгений, как и другие его коллеги из Телекома и ГТРК, проводит мастер-классы для псковских кинолюбителей...
Он выбирает победителей в номинациях и, конечно, дает советы по поводу съемок фильма. Самых талантливых из участников нередко приглашают на телевидение операторами, ведущими или сценаристами.
- Моя работа с молодым кино началась еще с первой Киномании. В Молодежном центре узнали, что я имею непосредственное отношение к кино, связались со мной, предложили пообщаться с ребятами-конкурсантами, провести для них мастер-класс, помочь им какими-то советами. Слишком громко, конечно, называть это мастер-классом, потому что за два часа, которые выделяются на это, не передашь всех своих знаний и умений. Я стараюсь выстраивать разговор так, чтобы он был предметным. То есть такого, что пришел какой-то дядька и начал читать какие-то лекции, которые никому не интересны - этого нет. Я предлагаю конкурсантам смотреть их же фильмы и обсуждать их. Если у меня есть какие-то соображения насчет работ, я их им высказываю. Ребята могут со мной соглашаться, могут не соглашаться - это их право. Но, если прислушиваются, если это как-то им помогает, я рад. А вопросы могут быть самые разные. Начиная от теоретических, как, например, роль художника в обществе, и заканчивая техническими вопросами, производственными, или рассуждениями о том, можно ли снять хорошее кино, если у тебя совершенно нет денег.
- Так, например, в прошлом году, - продолжает Евгений Сумин, - в Киномании принимал участие парень, который все, о чем мы говорили на мастер-классе, воспринимал в штыки, пытался свести разговор к тому, что невозможно снять хорошее кино без большого бюджета. И мы все пытались выяснить, что же такое качественное кино. Молодой человек имел в виду качественное кино в понимании современного молодого зрителя. То есть кино, в котором прежде всего главную роль играет не драматургия, не актеры и режиссер, а спецэффекты и компьютерная графика. Я же говорил о том, что если у вас нет возможности снимать такое кино, но есть потребность делать кино вообще, пробуйте начинать с малого и реализуйте себя, если вы не можете без этого жить. Но самое забавное оказалось потом, когда я увидел конкурсные работы. Их было совсем мало, но когда я посмотрел их, работа этого молодого человека оказалась лучшей с технической точки зрения. Конечно, там не было каких-то фантастических компьютерных эффектов, но это была достойная, качественная работа, мне она очень понравилась, и я этого не скрывал.
- Сложно судить?
- Такого понимания, как «сидеть в жюри», нет, конечно. Это же не конкурс, который проходит здесь и сейчас. Судейство выглядит таким образом - ребята отдают свои работы в молодежный центр, а они уже в свою очередь передают посмотреть эти работы членам жюри. Так, собственно, происходит на всех кинофестивалях. Мы заранее просматриваем все эти работы, выставляем свои оценки, комментарии, если таковые есть, на опросных листах, отдаем людям в молодежном центре, и они уже там суммируют результаты наших оценок.
- Члены жюри вместе просматривают работы или по отдельности?
- Каждый член жюри смотрит работы отдельно.
- Вы говорили, что некоторых участников после Киномании приглашаете к себе на Телеком. Работает ли кто-нибудь из участников Киномании на канале сейчас?
- Всякий раз, когда я общаюсь с ребятами, надеюсь увидеть какого-нибудь интересного молодого человека, который мог бы стать сотрудником нашей компании и смог бы с нами сотрудничать. У нас работает корреспондентом участница первой Киномании - Ольга Лосская. Я был приятно удивлен, когда спустя год после проведения первого конкурса она пришла к нам работать. Во время проведения первой Киномании я смотрел ее работы и понимал, что ни черта не понимаю, но тем не менее мне было очень интересно. У нее был своеобразный кинематографический язык. Она и сейчас продолжает снимать короткометражки, экспериментировать. Она сама и снимает, и монтирует, и пишет. Выигрывала «Чернильницу» (конкурс молодых чтецов и писателей, также проводимый Псковским молодежным центром. - Ред.). Она очень талантливый человек. Также мы сотрудничаем с ребятами, которые тоже участвовали в Киномании и сейчас снимают так называемые «Ядрености» - новостной блок в форме видеоблога, который они выпускают на их личном канале на YouTube. «Ядрености» охватывают не только происходящее в регионе, но и мировые новости. Мы уже договорились с ними о том, что они будут выходить у нас в эфире Телекома.
- Есть работы, которые вам запомнились больше всего?
- Сложно вот так с ходу вспомнить конкретные названия фильмов. Я помню какие-то отдельные моменты из работ. Но мне не хочется обидеть ребят, принимавших участие в конкурсе. Нельзя сказать, что я в абсолютном восторге от всех работ. Я вижу, что многие короткометражки - слабые, и я понимаю, от чего это. Но я не могу их за это критиковать, потому что пересиливает другое - мне приятно то, что ребята этим занимаются. А не делает ошибок тот, кто ничего не делает. Уже то замечательно, что они не болтаются бесцельно по улицам, а пытаются вот так себя реализовать. Им это интересно, и мне это приятно.
Дата: 30 окт
Время: 16:00